Об утверждении Инструкции по осуществлению государственного контроля за охраной атмосферного воздуха

По инструкции относительно приказа Росприроднадзора от 01.03.2011 N 112 «Об утверждении Инструкции по осуществлению государственного контроля за охраной атмосферного воздуха» государственный контроль за охраной атмосферного воздуха будет осуществляться государственными инспекторами, занимающимися вопросами охраны природы.

По инструкции были определены права, а также обязанности инспекторов, ответственных за охрану окружающей среды, их полномочия, порядок планирования и проведения проверок, контроль над устранением нарушений.

Несомненно, данный приказ является приказом высокой важности, ведь в свете современных экологических проблем защита атмосферного воздуха и всех окружающей среды является вопросом первостепенной важности…По инструкции относительно приказа Росприроднадзора от 01.03.2011 N 112 «Об утверждении Инструкции по осуществлению государственного контроля за охраной
1000
атмосферного воздуха» государственный контроль за охраной атмосферного воздуха будет осуществляться государственными инспекторами, занимающимися вопросами охраны природы.

По инструкции были определены права, а также обязанности инспекторов, ответственных за охрану окружающей среды, их полномочия, порядок планирования и проведения проверок, контроль над устранением нарушений.

Несомненно, данный приказ является приказом высокой важности, ведь в свете современных экологических проблем защита атмосферного воздуха и всех окружающей среды является вопросом первостепенной важности, ведь широкая продажа volvo xc90 подтвердила свою экологичность. Общественная значимость здесь заключается в том, что имея более высокий уровень организации, контроль за охраной атмосферного воздуха будет проходить гораздо эффективнее, а результаты будут более значимыми.

Работа государственных инспекторов по охране природы будет более осмысленной и организованной, а определение полномочий, прав и обязанностей более четкими и точными, что в свою очередь также положительно повлияет на результат.

Текст приказа:


МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ПРИКАЗ
от 1 марта 2011 г. N 112

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОХРАНОЙ
АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

В целях повышения эффективности работы государственных инспекторов по охране природы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, повышения качества проведения контрольно-надзорной деятельности в области охраны атмосферного воздуха на основании результатов выполнения научно-исследовательской работы по государственному контракту от 05.10.2009 N Э-1-09/72 и во исполнение п. 3.1 протокола совещания от 14.07.2010 по приемке научно-технической продукции приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по осуществлению государственного контроля за охраной атмосферного воздуха (далее — Инструкция).
2. Рекомендовать должностным лицам Росприроднадзора и его территориальных органов, осуществляющим федеральный государственный экологический контроль, использовать Инструкцию в работе при осуществлении мероприятий по государственному контролю за охраной атмосферного воздуха.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Росприроднадзора Амирханова А.М.

Руководитель
В.В.КИРИЛЛОВ

Утверждена
Приказом
Федеральной службы по надзору
в сфере природопользования
от 01.03.2011 N 112

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОХРАНОЙ
АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция предназначена для использования государственными инспекторами по охране природы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее — Росприроднадзор) в работе при осуществлении мероприятий по государственному контролю за охраной атмосферного воздуха.
1.2. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха и рекомендуется для использования государственными инспекторами по охране природы.
1.3. Организация и осуществление мероприятий по государственному контролю за охраной атмосферного воздуха проводится в соответствии с:
Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133);
Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2222);
Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Со
1000
брание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (ч. I), ст. 6249);
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 1);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3347);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 N 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 5, ст. 625);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2001 N 31 «Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 4, ст. 293);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 11, ст. 1180);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2000 N 373 «Об утверждении Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 18, ст. 1987);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2002 N 847 «О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 48, ст. 4807);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 14, ст. 1668);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2008 N 716 «О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторах в области охраны окружающей среды)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 39, ст. 4453);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 10, ст. 726);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 25, ст. 2528);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст. 3706);
Приказом Минприроды России от 26.07.2010 N 282 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля в области охраны окружающей среды (федерального государственного экологического контроля)» (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 1, 2011);
Приказом Минприроды России от 31.10.2008 N 300 «Об утвержден
1000
ии Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по контролю и надзору за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха» (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 23, 2009);
Приказом Росприроднадзора от 16.06.2010 N 174 «Об утверждении Временного регламента организации планирования контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов»;
Приказом Росприроднадзора от 13.08.2007 N 250 «Об осуществлении взаимодействия с правоохранительными и правоприменительными органами при административном производстве»;
Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 24.05.2010 N 199) (Российская газета, N 85, 14.05.2009, Российская газета — 16.07.2010);
Приказом Росстата от 17.09.2010 N 319 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой»;
Правилами эксплуатации установок очистки газа (утв. Минхиммашем СССР 28.11.1983);
Приказом Госкомэкологии России от 16.03.1999 N 103 «Об утверждении «Методических указаний по охране труда при осуществлении контроля загрязнения атмосферного воздуха для системы Госкомэкологии России»;
РД 52.04.52-85 «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» (утв. Госкомгидрометом СССР 01.12.1986) (Л., Гидрометеоиздат, 1987);
Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (утв. Минприроды России от 26.01.1993);
иными нормативными правовыми актами и инструктивно-методическими документами в области охраны атмосферного воздуха и охраны окружающей среды.
1.4. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха как составная часть государственного экологического контроля организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
1.5. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, субъектами хозяйственной и иной деятельности, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства и соблюдения требований в области охраны атмосферного воздуха в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
1.6. Право на осуществление государственного контроля за охраной атмосферного воздуха имеют должностные лица Росприроднадзора и его территориальных органов, перечень которых определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2008 N 716 «О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторах в области охраны окружающей среды)».
1.7. Государственные инспекторы по охране природы, осуществляющие государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, имеют право в установленном законодательством Российской Федерации порядке (п. 7 «Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2001 N 31):
беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения установленного образца посещать объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, на которых имеются источн
1000
ики выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, в установленном для их посещения порядке, знакомиться с документами, данными лабораторных анализов, иными материалами, необходимыми для осуществления государственного контроля за охраной атмосферного воздуха;
проверять соблюдение нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и других условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также работу очистных сооружений, средств контроля за такими выбросами;
проверять выполнение программ и мероприятий по охране атмосферного воздуха;
проверять соблюдение установленных нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
определять размеры вреда, причиненного окружающей природной среде в результате загрязнения атмосферного воздуха;
вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности;
проводить измерения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, в том числе автомобильным транспортом;
проверять соблюдение лицензионных требований и условий, касающихся вопросов охраны атмосферного воздуха, установленных в лицензиях на виды деятельности в области охраны окружающей природной среды, вносить в лицензирующий орган предложения об аннулировании или приостановлении действия лицензий при невыполнении лицензионных требований и условий;
привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения соответствующих работ, анализов, выполнения измерений и выдачи заключений;
аннулировать разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него или приостанавливать действие таких разрешений на определенный срок, если условия этих разрешений не соблюдаются;
направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях;
давать предписания, обязательные для физических и юридических лиц, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
привлекать к административной ответственности граждан, юридических и должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
предъявлять иски физическим и юридическим лицам за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
осуществлять иные не противоречащие законодательству Российской Федерации действия по охране атмосферного воздуха в пределах своей компетенции;
обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственными инспекторами по охране природы законной деятельности, а также в установлении лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
1.8. Государственные инспекторы по охране природы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов осуществляют государственный контроль за охраной атмосферного воздуха во взаимодействии:
с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — по вопросам соблюдения нормативов качества атмосферного воздуха, требований охраны атмосферного воздуха от загрязнения при строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на качество атмосферного воздуха, а также при проведении производственного контроля за охраной атмосферного воздуха; нормативов вредных физических воздействий; выполнения федеральных целевых программ по охране атмосферного воздуха;
с Федеральной службой по гидрометео
1000
рологии и мониторингу окружающей среды — по вопросам использования данных о фоновом уровне загрязнения атмосферного воздуха и прогнозах изменения его качества при установлении предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в ходе производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, обеспечения информирования государственных органов надзора и контроля об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей природной среде; регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий; контроля за действиями, направленными на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений.
1.9. При проведении проверки государственные инспекторы по охране природы не вправе (ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»):
проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора);
осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
превышать установленные сроки проведения проверки;
осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.
1.10. В своей деятельности государственные инспекторы по охране природы обязаны руководствоваться нормативными актами, изложенными в пункте 1.3 настоящей Инструкции.
1.11. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется в следующей последовательности:
планирование и подготовка к проведению проверки;
проведение проверки;
оформление результатов проверки;
контроль за устранением выявленных нарушений.

2. Планирование и подготовка к проведению проверки

2.1. Планирование и подготовка к проведению проверки соблюдения законодательства в области охраны атмосферного воздуха осуществляются в соответствии с:
Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собр
1000
ание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (ч. I), ст. 6249);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст. 3706);
Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 24.05.2010 N 199) (Российская газета, N 85, 14.05.2009, Российская газета — 16.07.2010);
Приказом Минприроды России от 26.07.2010 N 282 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля в области охраны окружающей среды (федерального государственного экологического контроля)» (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 1, 2011);
Приказом Минприроды России от 31.10.2008 N 300 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по контролю и надзору за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха» (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 23, 2009);
Приказом Росприроднадзора от 16.06.2010 N 174 «Об утверждении Временного регламента организации планирования контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов».

3. Проведение проверки

3.1. В целях проверки соблюдения гражданами и юридическими лицами законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха государственными инспекторами по охране природы проводятся проверки.
3.2. При проведении проверки соблюдения требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха государственный инспектор по охране природы в первую очередь устанавливает факт наличия оформленной и разработанной в установленном порядке необходимой документации, предусмотренной действующим законодательством.
3.3. В общем виде на предприятии может быть выделена учредительная и правоустанавливающая, обосновывающая, разрешительная, организационно-распорядительная, плановая, договорная и отчетная документация.
В состав учредительной и правоустанавливающей документации входит свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, устав юридического лица и т.д.
Обосновывающая документация включает материалы инвентаризации, нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, материалы оценки воздействия на окружающую среду объектов капитального строительства и другую аналогичную документацию.
Разрешительная документация в области охраны окружающей среды и экологической безопасности оформляется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и включает: разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сертификаты соответствия на топливо, сырье, оборудование и т.п. или другие аналогичные документы.
Организационно-распорядительная документация оформляется для установления ответственности, прав и обязанностей, принятия и реализации мероприятий, изменений во внутренней нормативной документации должностными лицами в пределах их компетенции и может включать приказы, распоряжения, служебные записки и т.п.
Плановая документация оформляется в форме отдельных документов, определяющих, как правило, содержание программ производственного экологического контроля, планов по охране окружающей среды, планов уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и т.д.
Договор
1000
ная документация, под которой подразумеваются договоры, технические задания на выполнение работ, акты выполненных работ, договоры на проведения лабораторных исследований в области охраны атмосферного воздуха и т.п.
Отчетная документация включает различные отчетные данные, в том числе: результаты производственного контроля; сведения государственного статистического наблюдения предприятия по форме 2-ТП (воздух), расчеты размера платы за негативное воздействие на окружающую среду и т.д.
3.4. Состав документации определяется в зависимости от характера и условий воздействия субъекта хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду исходя из прямых указаний в законах и подзаконных нормативных правовых актах на обязательность определенных документов, а также исходя из необходимости документального подтверждения выполнения субъекта хозяйственной и иной деятельности установленных требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при осуществлении деятельности, способной оказывать негативное воздействие на атмосферный воздух.
3.5. Субъекты хозяйственной и иной деятельности могут разрабатывать и использовать (наряду с обязательной документацией) дополнительные документы (например, специальные инструкции, положения, стандарты организации, правила, методики и т.п.).
3.6. Перед началом проведения проверки, в первую очередь, рассматриваются документы субъекта хозяйственной и иной деятельности, имеющиеся в распоряжении Росприроднадзора или его территориального органа, в том числе, акты и документы предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы, а также сведения и документы, которые могут быть получены от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
3.7. Проверка субъекта хозяйственной и иной деятельности начинается с того, что государственный инспектор по охране природы проверяет наличие следующей учредительной и правоустанавливающей документации:
3.7.1. Учредительные и правоустанавливающие документы деятельности субъекта хозяйственной и иной деятельности, подтверждающие организационно-правовую форму.
3.7.2. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц).
3.7.3. Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей).
3.7.4. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН).
3.7.5. Устав юридического лица (Положение о филиалах предприятия (организации) и т.д.).
3.7.6. Решение собрания акционеров или участников общества с ограниченной ответственностью о назначении генерального директора.
3.7.7. Приказ о назначении руководителя.
3.7.8. Перечень объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении (собственности, владении, пользовании, оперативном управлении) организации.
3.7.9. Свидетельство о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, находящееся в собственности юридического лица, или договоры аренды недвижимого имущества.
3.7.10. Правоустанавливающие документы на земельные участки, находящиеся в хозяйственном ведении.
3.7.11. Штатное расписание.
Учредительная и правоустанавливающая документация анализируется с целью сопоставления фактической информации с информацией, содержащейся в Планах контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора или его территориальных органов. Кроме того, данная документация анализируется с целью установления, является ли проверяемый хозяйствующий субъект самостоятельным юридическим лицом или руководство его деятельностью осуществляется управляющей компанией, головной компанией (для филиала), а также подтверждения законности размещения хозяйствующего субъекта, его структурных подразделений зданий, сооружений и т.д. на занимаемой территории.
3.8. Далее государственный инспектор по охране природы устанавливает наличие обосновывающей, разрешительной, организационно-распорядительной, плановой, договорной и отчетной документации, разработанной и оформленной в
1000
установленном порядке.
3.8.1. Приказ (распоряжение) руководителя предприятия (организации) о назначении лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха (возможно в составе единого производственного экологического контроля), и документы (положение или иной документ) об организации экологической службы (отдела).
Основание: ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Приказ (распоряжение) вводится в действие со дня его подписания руководителем предприятия (организации), при этом в приказе учитывается специфика организации природоохранной деятельности, ответственные исполнители в приказе (распоряжении) назначаются по отдельным видам работ.
3.8.2. Документы (свидетельства о повышении квалификации, удостоверения) о подготовке руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Основание: ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
3.8.3. Материалы инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Основание: статьи 22, 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, обязаны проводить инвентаризацию источников выбросов. Проведение инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу является первым этапом работ по нормированию выбросов. Работа по проведению инвентаризации источников выбросов проводится предприятием самостоятельно либо с привлечением специализированных сторонних организаций.
Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу представляет собой систематизацию следующих сведений:
о наличии источников выделения и источников выбросов;
о распределении источников выбросов загрязняющих веществ по территории;
о качественной и количественной характеристике выбросов;
о параметрах выбросов газовоздушной смеси из источников выбросов (аэродинамические характеристики);
о параметрах источников выбросов (диаметре устья, высоте);
об оснащенности источников выбросов газоочистными установками (далее — ГОУ).
Требования к порядку и периодичности проведения инвентаризации выбросов установлены Инструкцией по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (утв. Госкомприроды СССР, 1991).
Инвентаризация проводится один раз в пять лет. В случае реконструкции, изменения технологии, технологической схемы, производительности проводится уточнение данных ранее проведенной инвентаризации.
Определение качественного и количественного состава вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферу, осуществляется прямыми инструментальными замерами в соответствии с действующими стандартами и методиками при максимальной загрузке оборудования.
Инструментальные замеры должны осуществляться лабораторией предприятия либо аккредитованной лабораторией по договору.
В настоящее время отсутствуют нормативные документы, регламентирующие разграничение предприятий и источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по применению инструментальных и расчетных методов.
Инструментальные методы являются превалирующими при инвентаризации и контроле выбросов вредных (загрязняющих) веществ, которые в совокупности формируют повышенное загрязнение атмосферного в
1000
оздуха в жилой зоне (более 0,5 ПДК).
Расчетные методы применяются, в основном, для определения характеристик неорганизованных выделений (выбросов).
Расчетные методы применяются также при определении выбросов вредных (загрязняющих) веществ организованными источниками, формирующими приземные концентрации в атмосферном воздухе жилых зон менее 0,5 ПДК и, в первую очередь, для определения выбросов от типичных для многих предприятий производств: сварочные и окрасочные работы, механическая обработка материалов, нанесение металлопокрытий гальваническим способом, котельные и другие топливосжигающие устройства малой производительности, транспортные средства и инфраструктура транспортных объектов.
Для любых типов организованных источников, выбросы вредных (загрязняющих) веществ которых в жилой зоне не формируют приземных концентраций более 0,1 ПДК и за пределами промплощадки более ПДК, используются расчетные методы. В случае их отсутствия используются инструментальные методы.
3.8.4. Нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее — нормативы ПДВ).
Основание: ст. 22, 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 12, 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Нормативы ПДВ разрабатываются самим предприятием или сторонней организацией по договору и оформляются в виде проекта (далее — проект нормативов ПДВ). Нормативы ПДВ устанавливаются сроком на 5 лет при условии, что на предприятии не происходит существенных изменений производственного (технологического) процесса, появлению или ликвидации источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух, новых технологий, нового сырья или вида топлива и т.д.
Содержание нормативов ПДВ и рекомендации по их оформлению содержатся в Рекомендациях по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для предприятия (утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987).
При проведении проверки содержательной части нормативов ПДВ обращать внимание на наличие:
заключения Роспотребнадзора, наличие справки Росгидромета о фоновых концентрациях и климатических характеристиках;
плана-графика контроля за соблюдением нормативов выбросов, на основании которого предприятие организует работы по осуществлению производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха;
мероприятий по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (в случае установления таких мероприятий);
мероприятий по снижению негативного воздействия выбросов предприятия на атмосферный воздух и оценка их достаточности (план уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух) (в случае установленных для предприятия временно согласованных выбросов).
3.8.5. Временно согласованные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (при невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, если есть в наличии).
Основание: ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов для таких источников устанавливаются временно согласованные выбросы по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.
Временно согласованные выбросы устанавливаются на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условиях соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
3.8.6. План уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и отчет о ходе выполнения этого плана в целях достижения нормативов ПДВ (при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов).
Основание: ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
План уме
1000
ньшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух разрабатывается и осуществляется юридическими лицами, для которых устанавливаются временно согласованные выбросы, с учетом степени опасности указанных веществ для здоровья человека и окружающей среды.
3.8.7. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Основание: ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух выдается при условии наличия разработанных и утвержденных нормативов ПДВ. Срок действия разрешения 5 лет, при наличии ВСВ срок действия разрешения не более года.
Разрешением устанавливаются перечень и количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух по каждой производственной площадке (территории), а также иные условия, соблюдение которых является обязательным для юридических лиц, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
3.8.8. Журналы первичного учета по охране атмосферного воздуха:
журнал по форме ПОД-1 (учета стационарных источников выбросов и их характеристик).
Форма является первичным документом учета источников загрязнения (выделения, выбросов) и их характеристик по цеху (участку) объекта. Форма предназначена для источников, которые контролируются инструментальным путем. Записи в журнале по форме N ПОД-1 ведут на основании и по мере проведения замеров параметров источников загрязнения и данных обработки результатов лабораторного анализа отобранных проб. Данные журнала ПОД-1 используются для заполнения формы N 2-ТП (воздух);
журнал по форме ПОД-2 (учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха).
Форма применяется для учета выполнения предприятием мероприятий по сокращению количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, если такие мероприятия предусмотрены проектом нормативов предельно допустимых выбросов. Если проектом нормативов предельно допустимых выбросов мероприятия по сокращению объемов выбросов не предусмотрены, форма N ПОД-2 не заполняется. Журнал используется при составлении годового отчета по форме 2-ТП (воздух);
журнал по форме ПОД-3 (учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок).
Форма применяется во всех производственных подразделениях объекта, имеющих газоочистные и пылеулавливающие установки, предназначенные для охраны атмосферного воздуха от загрязнения, и используется для учета отработанного времени по каждой имеющейся такой установке. Журнал заполняется ежедневно ответственным представителем подразделения, эксплуатирующего газопылеулавливающую установку, и подписывается руководителем соответствующего производственного подразделения. На каждую газопылеулавливающую установку в журнале (форма N ПОД-3) отводится отдельный лист. Данные журнала ПОД-3 используются при заполнении формы N 2-ТП (воздух).
Основание: ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
3.8.9. Документы по выполнению мероприятий производственного контроля за охраной атмосферного воздуха:
план-график производственного (лабораторного) контроля за соблюдением нормативов ПДВ на год, согласованный в составе нормативов ПДВ;
план мероприятий по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;
договор со специализированной аккредитованной лабораторией на проведение замеров на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с приложением копий аттестатов аккредитации лабораторий, заверенной печатью с соответствующей областью аккредитации (в случае невозможности проведения такого контроля силами предприятия);
результаты производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов на источниках (протоколы количественного химического анализа и т.д.);
документы, подтверждающие внесение приборов (контрольно-измерительной аппаратуры) в государственный реестр и их своевременную по
1000
верку.
Основание: ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 25, ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Постановление Правительства Российской Федерации от 15.01.2001 N 31 «Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха».
Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране атмосферного воздуха, а также в целях соблюдения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
3.8.10. Документы по реализации мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ) для предприятий, имеющих такие источники выбросов (если в воздухе населенного пункта концентрации загрязняющих веществ превышают ПДК):
приказ руководителя предприятия о порядке перехода в периоды НМУ на заданные режимы с указанием лиц, ответственных за проведение мероприятий по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам, а также лиц, ответственных за организацию приема оповещений и введения мероприятий по снижению выбросов;
мероприятия по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от предприятия в периоды НМУ из раздела нормативов ПДВ (с пояснительной запиской);
журнал для записи предупреждений (оповещений) о НМУ, в котором в числе прочих указываются принятые меры по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
договор (соглашение) с территориальным органом Росгидромета о выполнении работ (услуг) по предоставлению информации о НМУ.
Основание: ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
При возникновении неблагоприятных метеоусловий и оповещении об этом природном явлении представители предприятия обязаны провести ряд мероприятий по снижению негативного воздействия на атмосферный воздух. Комплекс мероприятий разработан и содержится в нормативах предельно допустимых выбросов, перечень мероприятий определен для трех степеней состояния атмосферного воздуха, при этом предприятие должно обеспечить соблюдение на ряде источников нормативов гсек. по ряду ингредиентов. С целью обеспечения организованного проведения работ на предприятии издаются и разрабатываются необходимые документы.
Порядок обеспечения и контроля мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий изложен в РД 52.04.52-85 «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» (утв. Госкомгидрометом СССР 01.12.1986).
В приложении 1 к Инструкции приведены Рекомендации для государственного инспектора по охране природы при осуществлении контроля за обеспечением мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
3.8.11. Для предприятий (организаций), имеющих газоочистные и пылеулавливающие установки (далее — ГОУ), должна иметься следующая документация, обеспечивающая соблюдение правил эксплуатации сооружений и оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов:
приказ по предприятию (организации) о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание ГОУ, и о создании комиссии по обследованию технического состояния ГОУ;
утвержденные инструкции по эксплуатации и обслуживанию ГОУ с учетом условий их работы, инструкций завода-изготовителя и рекомендаций проектной и пуско-наладочной организаций;
паспорта установки очистки газа на каждую ГОУ;
акты осмотра технического состояния ГОУ при обследовании установок очистки газа (ГОУ должны подвергаться осмотру для оценки их технического состояния не реже одного раза в полугодие комиссией, назначенной руководством предприятия);
аварийные акты по неэффективным и неиспользуемым ГОУ.
Основание: ч.
1000
7 ст. 16, ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Правила эксплуатации установок очистки газа (ПЭУ).
Основным техническим документом для работы инспектора по охране природы по контролю работоспособности ГОУ являются Правила эксплуатации установок очистки газа (утв. Минхиммашем СССР 28.11.1983) (далее — ПЭУ-84). ПЭУ-84 не распространяются на установки очистки газа от транспортных средств и от агрегатов, имеющих выбросы радиоактивных веществ.
ПЭУ-84 запрещается эксплуатация технологического оборудования при отключенных установках очистки газа. Установки очистки газа должны работать надежно, бесперебойно и с показателями, соответствующими проектным или полученным в результате наладочных работ и согласованными с организацией-разработчиком проекта.
Установки очистки газа должны иметь вспомогательные устройства и инвентарь (в соответствии с инструкцией по эксплуатации).
При эксплуатации установок очистки газа ведется документация, содержащая основные показатели, характеризующие режим работы установки (отклонения от оптимального режима, обнаруженные неисправности, случаи отклонения отдельных агрегатов или выход из строя всей установки и т.д.).
Все установки очистки газа должны быть зарегистрированы.
Установки очистки газа должны подвергаться осмотру для оценки их технического состояния не реже одного раза в полугодие комиссией, назначенной руководителем предприятия. По результатам осмотра составляется акт, и при необходимости разрабатываются мероприятия по устранению обнаруженных недостатков. Акт прилагается к паспорту установки.
Администрации предприятий (организаций), имеющие в эксплуатации газоочистные установки, обязаны:
определить и назначить приказом (распоряжением) лиц, ответственных за эксплуатацию, обслуживание и ремонт ГОУ;
разработать и утвердить должностные инструкции для персонала, занятого эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом ГОУ, а также для специалистов, осуществляющих контроль технического состояния установок;
организовать техническую учебу и проверку знаний лиц, ответственных за эксплуатацию, обслуживание и ремонт ГОУ;
разработать и утвердить инструкции по эксплуатации и обслуживанию ГОУ;
обеспечить и организовать своевременное проведение технического обслуживания и ремонта ГОУ;
зарегистрировать ГОУ.
Лица, ответственные за эксплуатацию, обслуживание и ремонт газоочистных установок, обязаны:
знать и выполнять требования настоящих требований, инструкций по эксплуатации и обслуживанию ГОУ, должностных инструкций;
знать принцип действия и устройство оборудования ГОУ, порядок его обслуживания и ремонта;
поддерживать газоочистные установки в исправном состоянии с соблюдением паспортных показателей работы ГОУ, осуществлять постоянный контроль за работой ГОУ;
своевременно проводить технические обслуживания, текущие, планово-предупредительные и капитальные ремонты;
содержать пробоотборные устройства в исправном состоянии;
обеспечить ведение учетной документации по эксплуатации и обслуживанию оборудования установки;
своевременно выполнять предписания представителей органов, осуществляющих государственный экологический контроль.
Для всех ГОУ предприятия должны быть разработаны паспорта, в которых отражаются результаты периодических замеров концентраций, расходов и показатели эффективности их работы.
Эффективность работы ГОУ (фактический КПД) определяется следующим соотношением:

,

где и концентрации (т/м3) загрязняющих веществ соответственно до и после очистки по результатам замеров;
и — расход газовоздушной смеси в единицу времени (м3/с) на входе и выходе установки соответственно.
Инструкции по эксплуатации и обслуживанию установок очистки газа должны быть разработаны с учетом условий их работы, инструкций завода-изготовителя и рекомендаций проектной и пуско-наладочных организаций.
Инструкция должна содержать:
схему устройства и управления установки;
технические характеристики аппаратов очистки газа, входящих в с
1000
остав установки;
сведения о приборах контроля и автоматики, предусмотренных проектом;
оптимальные технико-экономические параметры работы установки, а также допустимые их отклонения, предусмотренные проектом или полученные в процессе пуско-наладочных работ и согласованные с организацией-разработчиком проекта;
режим работы технологического оборудования, обеспечивающий оптимальные параметры эксплуатации установки;
перечень учетно-отчетной документации по эксплуатации и обслуживанию установки с указанием периодичности ее заполнения;
порядок пуска, остановки и обслуживания установки;
перечень быстроизнашивающихся узлов и наиболее часто встречающихся неисправностей с указанием способов их устранения;
порядок действия персонала в аварийных ситуациях (на технологическом оборудовании и на установках очистки газа);
правила безопасности при эксплуатации и обслуживании установок с перечнем вспомогательных устройств и инвентаря для эксплуатации и обслуживания установки (площадки, ограждения, приспособления, средства пожаротушения и индивидуальной защиты, предупреждающие и запрещающие плакаты, заземляющие устройства и т.д.);
схему размещения точек для измерения параметров работы установок очистки газа.
В приложении 2 к Инструкции приведены Рекомендации для государственного инспектора по охране природы при осуществлении контроля за работой газоочистного и газопылеулавливающего оборудования.
3.8.12. Производство автомобильных и иных транспортных средств должно осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию автомобильных и иных оказывающих негативное воздействие на окружающую среду транспортных средств, обязаны соблюдать нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также принимать меры по обезвреживанию загрязняющих веществ, в том числе их нейтрализации, снижению уровня шума и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов.
Для организаций и предприятий, эксплуатирующих и обслуживающих автомобили, при техническом обслуживании, ремонте и регулировке агрегатов, узлов и систем, влияющих на изменение содержания нормируемых компонентов в отработавших газах вопросы содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах двигателей транспортных и иных передвижных средств и установок, а также документы, подтверждающие осуществление таких замеров, проверяются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52033-2003 «Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния», утвержденные Постановлением Госстандарта России от 27.03.2003 N 100-ст и ГОСТ Р 52160-2003 «Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния», утвержденные Постановлением Госстандарта России от 18.12.2003 N 375-ст.
Для автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации с 22.04.2006, вопросы содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах двигателей транспортных средств проверяются, в том числе в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609 «Об утверждении технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ».
Основание: ст. 45 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
3.8.13. Отчет по форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха».
Основание: ст.
1000
67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 25, ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Приказ Росстата от 17.09.2010 N 319 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой».
Отчет составляется за год на основании данных первичного учета, организуемого на объекте по типовым формам N N ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик», ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха» и ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок».
В отчете по охране атмосферного воздуха отражаются данные по стационарным источникам загрязнения, характеризующие количество улавливаемых, используемых (утилизируемых) и выбрасываемых загрязняющих веществ. В указанном отчете не отражаются данные по передвижным источникам загрязнения, включая автотранспорт.
Количество загрязняющих веществ за отчетный период (всего, твердых, газообразных и жидких и по отдельным ингредиентам) указывают на основании инструментальных замеров и расчетов, проводимых в соответствии с методиками, утвержденными в установленном порядке.
В форме приводятся выбросы как от организованных, так и от неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ. К организованным источникам относятся специальные устройства (трубы, аэрационные фонари, вентиляционные шахты и др.), посредством которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу. К неорганизованным источникам относятся резервуары, источники, загрязняющие вещества от которых поступают в атмосферный воздух в результате негерметичности (неплотности) технологического оборудования, газоотводов и другие неорганизованные источники.
Правильность заполнения формы 2-ТП (воздух) заключается в проверке заполнения ее содержательной части.
Форма федерального статистического наблюдения 2-ТП (воздух) заполняется в соответствии с Указаниями по заполнению указанной формы, приведенными в Приказе Росстата от 17.09.2010 N 319 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой».
3.8.14. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе, платежные поручения или иные бухгалтерские документы, подтверждающие своевременность перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Основание: ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
За загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
3.8.15. Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.
Основание: ч. 8 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 24.05.2010 N 199).
В журнале учета проверок инспектором по охране природы осуществляется запись о проведенн
1000
ой проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.
Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя.
При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.
В приложении 3 к Инструкции приведен Перечень документов, подлежащих проверке при осуществлении государственного контроля за охраной атмосферного воздуха на предприятии (организации).
3.9. После ознакомления с документацией инспектором по охране природы по карте-схеме предприятия проводится обход и проверка территории предприятия, производственных участков, площадок, цехов, линий, ГОУ (проверяется техническое состояние последних, а также их эффективность), в целях проверки соответствия данных, приведенных в инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и проекте нормативов ПДВ.
Сведения, указанные в инвентаризации и проекте нормативов ПДВ, можно проверить путем:
натурного обследования территории предприятия, в ходе которого проверяется соответствие фактического расположения источников выброса план-схеме и данным инвентаризации выбросов, полнота учета источников выброса и выделения, в частности, при натурном обследовании территории могут быть установлены не учтенные в инвентаризации источники выбросов и/или выделения. При обнаружении неучтенных в инвентаризации источников выбросов и/или выделения или вредных веществ факт выброса из них загрязняющих веществ нуждается в подтверждении результатами лабораторных измерений или расчетами по согласованным методикам расчета выбросов, а также необходимо подтверждение данных о том, что данные источники эксплуатируются;
проведения контрольных замеров концентраций вредных (загрязняющих) веществ в промышленных выбросах на некоторых источниках выбросов, в ходе которого проверяется соблюдение установленных нормативов ПДВ для данного источника и полнота учета перечня веществ, присутствующих в промышленном выбросе от источника;
сверки указанных в инвентаризации сведений с данными паспортов ГОУ и проектной документации, в том числе, с установленными нормативами ПДВ и другими документами;
сверки указанных в инвентаризации характеристик источников выбросов с данными технической документации (паспорта промышленных труб и т.д.) с целью проверки параметров источников выброса (высота, диаметр устья).
При выявлении уменьшения или увеличения источников загрязнения атмосферы, изменения технологического процесса необходимо выдавать предприятию предписание о корректировке инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу.
3.10. Осмотр объектов контроля, отбор промышленных выбросов должны производиться в присутствии законных представителей проверяемого лица, с соблюдением требований безопасности, установленных на объекте.
3.11. При необходимости инспектором по охране природы привлекается специализированная лаборатория для проведения инструментального контроля и определения соответствия количественного и качественного состава промышленного выброса от источника такого выброса установленным нормативам ПДВ для данного источника.
Привлекаемая специализированная лаборатория должна соответствовать требованиям аккредитации, предусмотренным следующими нормативными правовыми актами:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 163 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия»;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 689 «Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контр
1000
оля к проведению мероприятий по контролю».
3.12. Выбор точек отбора проб из источников выбросов в атмосферу производится сотрудниками лаборатории. При выборе точек отбора проб для источников выбросов разного типа рекомендуется выполнять требования, изложенные в нормативных документах по контролю за выбросами в атмосферу: «Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, изд. дополненное и переработанное», С.-Пб., 2002.
3.13. Места отбора проб должны соответствовать требованиям, изложенным в ГОСТ 12.4.021-76 «Системы вентиляционные, общие требования». Все измерения (скорость, температура, давление, концентрация) проводят в установившемся потоке газа. Место для измерения (точку пробоотбора) выбирают на прямолинейном участке газохода, по возможности ближе к устью выбросной трубы. Длина прямолинейного участка до места замера должна быть не менее 5 линейных размеров поперечного сечения. Не следует выбирать места измерения вблизи от изменений сечения, поворотов газоходов, арматуры, вентиляторов, создающих аэродинамическое сопротивление. Особое внимание необходимо уделять местам отбора проб, находящимся на высоте более 3 м над поверхностью производственной площадки. Площадки для производства измерений должны быть защищены от воздействия высоких температур, прямых солнечных лучей, осадков и ветра.
3.14. При обнаружении неучтенных в инвентаризации источников выбросов или вредных (загрязняющих) веществ факт выброса из них вредных (загрязняющих) веществ нуждается в подтверждении результатами измерений или расчетами по согласованным методикам расчета выбросов путем:
проведения контрольных замеров концентраций вредных (загрязняющих) веществ в промышленных выбросах на некоторых источниках выбросов, в ходе которого проверяется полнота учета перечня веществ, присутствующих в промышленном выбросе от источника;
сверки указанных в инвентаризации сведений с данными паспортов ГОУ и проектной документации, в том числе, с нормативами ПДВ и другими документами;
сверки указанных в инвентаризации сведений с данными технической документации (паспорта промышленных труб и т.д.) с целью проверки параметров источников выброса (высота, диаметр устья).
Выявленные факты представления хозяйствующим субъектом недостоверной и искаженной информации (например, несоответствие фактических данных сведениям, представленным в инвентаризации выбросов по параметрам источников выбросов) являются основанием для принятия мер административного воздействия.

.